суббота, августа 31, 2019

Борис Лурье в Строгановском дворце.

29 августа 2019 года в Строгановском дворце, на Невском проспекте, 17 открылась выставка «Борис Лурье. Американский нонконформист». 18+
Борис Лурье родился в Ленинграде в 1924 году. Вслед за отцом, преуспевшим во время НЭПа и своевременно переехавшем в Ригу, вместе с матерью и сестрой отбыл в бывшую Лифляндскую губернию, где в 1941 году его застала война и ужасы гетто и концентрационных лагерей. Фашисты убили почти всех его родных. Будущий художник и его отец выжили в пекле Бухенвальда. Обо всех периодах сложной судьбы Бориса Лурье рассказал представитель Фонда Бориса Лурье, лично знакомый с художником с 2004 года искусствовед Игорь Сатановский:

Экспозиция, организованная Русским музеем совместно с Boris Lurie Art Foundation, призвана привлечь внимание к творчеству Бориса Лурье и напомнить о злободневных проблемах современного общества.
Борис Лурье в 1950-1960-х годах уже в Америке сразу стал одним из лидеров богемной «арт-тусовки», - присоединился к кругу нью-йоркского авангарда, в котором, по выражению Клемента Гринберга, «решалась судьба американского искусства».
Начинал художник с фигуративной живописи экспрессивного толка и ряда работ в стиле жестовой абстракции, однако, вскоре Лурье испытал разочарование в академизировавшемся абстрактном искусстве, которое успешно встраивалось в систему арт-рынка. Вместе с другими молодыми художниками Лурье пытался противостоять рыночному влиянию, работая с March Group Gallery,  построенной на кооперативных началах.
По мнению специалистов, критика художника Бориса Лурье была направлена  на «картинку мира» в целом. Все чаще поверх своих коллажей и объектов художник начинает ставить однозначную резолюцию - NO (нет). «NO» Лурье обладает энергией «прямого действия». В начале 1960-х складывается неформализованное направление NO!аrt, во главе которого становится Борис Лурье вместе с художником Сэмом Гудманом.
«Упертый», «бескомпромиссный», «ядовитый» - эти слова образно описывают характер и творчество художника Бориса Лурье. Русский музей по-настоящему рискнул, решившись выставить в Строгановском дворце столь провокационного автора.
В работах Лурье, большей частью коллажах, много обнаженного женского тела, атрибутов сексуальности, насилия, еврейских, лагерных и нацистских символов. Художника не устраивала «картина мира», и всем своим творчеством Борис Лурье  говорил этому миру свое категорическое нет.


Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Он ненавидел любой истеблишмент: политический, экономический. Он со всеми ругался, пытался организовывать независимые галереи. Конечно, он был «персоной нон грата». Всё, что было связано с товаром и искусством как товар, его дико раздражало».
Больше всего от художника «досталось» популярному в Америке жанру «пинап» - фотографиям полуобнаженных красоток. По мнению Лурье, общество потребления, также как фашизм, губит душу и тело.
Несомненно, именно эта выставка вызовет разноголосый отзвук и разнообразные мнения, - настолько она противоречивая и весьма провокативна.
В первом зале Строгановского дворца выставлены рисунки художника из концлагеря - Борис Лурье провёл три (3!) года в концлагерях и чудом выжил…И это искусство художника, основанное на опыте, пережитом в концлагерях, призвано потрясать зрителей.
Более 80 работ художника заполнили небольшие выставочные залы первого этажа Строгановского дворца Русского музея, и посетитель выставки увидит картины, в том числе - из серии «NO», «Ножи в цементе», «Жесткое письмо» и другие работы (как, например, LICK, «Цементная звезда Давида», «Мертвый еврей» и т. д.).
Особенно продуктивно работал художник в послевоенный период, в 1950-1970 годы. Честные, жёсткие работы шли вразрез с поп-артом и абстракцией. Острые углы, шероховатость, использование в коллажах самых простых материалов с фотографией, - это «непродажное» искусство против всех - политики, эстетики, буржуазных норм. Тем не менее, врождённое чувство колорита и гармоничная цельность решений отличает ряд работ Бориса Лурье, и, безусловно, заслуживает пристального внимания.
На сайте Фонда https://borislurieart.org/ можно заметить, сколь интенсивно проходят выставки художника в разных музеях мира, - как энергично работает этот Фонд.

Художник и инициатор творческого движения NO!art Борис Лурье демонстрировал принципиально новый взгляд на современное искусство, создавая инновационные для своего времени работы и опережая многих последователей антиискусства. Работы Бориса Лурье представлены в ведущих музеях США.
Выставка в Санкт-Петербурге продлится до 11 ноября. Посетите выставку, друзья, - не пожалеете.




Автор текста, фото и видео - Елена Тарасенко.
Использованы также материалы и фотографии Русского музея организаторов выставки «Борис Лурье. Американский нонконформист».


Подготовлено ИА «Вольный остров».

Комментариев нет:

Отправить комментарий