5 августа журналистам города и области показали, как идет строительство крупнейшего логистического узла на Балтике.
Директор контейнерного терминала Андрей Безсалов и руководитель Управления по связям с общественностью ОАО "Компания Усть-Луга" Татьяна Паук продемонстрировали журналистам видеопрезентацию и рассказали: и об истории строительства порта, и о том, как в условиях финансового кризиса компания "Усть-Луга" намерена продолжать строительство и вводить новые объекты Порта?!
Морской торговый порт Усть-Луга является одним из самых масштабных инвестиционных проектов многоцелевой программы 'Модернизация транспортной системы России. 2002-2010 годы'. Его реализация приведёт к появлению нового промышленно-экономического приграничного района.
Морской торговый порт Усть-Луга уже дважды посетил Владимир Путин - 24 января 2006 и 14 мая 2008 года. Премьер-министр подчеркнул стратегическое значение северо-западного форпоста России, отметив, что в перспективе объём перевалки грузов в порту может достичь 170 миллионов тонн в год. Кроме того, в Усть-Луге утверждена конечная точка Балтийской трубопроводной системы БТС-2. Нефтепровод послужит укреплению энергобезопасности нашей страны и европейских партнёров и в целом позволит повысить экономический потенциал России.
Строящийся порт один из немногих способен по проекту принимать крупнотоннажные суда: сухогрузные - дедвейтом до 100 000 тонн и наливные - вместимостью до 150 000 тонн. Это становится возможным благодаря работе Усть-Лужского филиала по дноуглублению акватории. На данный момент работы ведутся по четырём государственным контрактам на трёх строительных площадках с объёмом дноуглубления более 7,8 миллионов кубических метров. До 2012 предполагаемый объём по образованию акватории составит более 50 миллионов кубических метров. Строительство в Лужской губе Финского залива многоцелевого Морского торгового порта Усть-Луга пропускной способностью до 120 млн тонн различных грузов в год - реальное Будущее нашей страны. Предполагается, что к 2015 году грузооборот порта Усть-Луга составит 170 млн тонн.
Пограничное состояние Порта Усть-Луга придает ему особое значение не только в транспортной сети Северо-западного региона России, но по сути играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры. Большие глубины акватории порта (17 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают строящийся порт Усть-Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. К 2010 году будет построен второй подходной канал, обеспечивающий круговое движение судов. Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта Усть-Луга. Причем помощь ледокола понадобится лишь в самые сильные морозы. В обычные зимы для обеспечения проводок в канале достаточно буксира ледового класса. Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла. Уже сегодня при непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт Усть-Луга с основными транспортными магистралями. За счет резервных территорий порт Усть-Луга может развиваться на север Сойкинского полуострова. Кроме того, большая глубина акватории (16 метров) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 километров), использование прогрессивных технологий, позволяющих сократить сроки обработки грузов - все эти преимущества делают морской торговый порт Усть-Луга конкурентоспособным и привлекательным для грузоотправителей.
Порт Усть-Луга строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования, терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания. Сегодня в порту Усть-Луга работают семь терминалов: по перегрузке угля, Универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», который активно развивается, и Лесной терминал «Фактор». До конца года будет введен в эксплуатацию комплекс нефтеналивных грузов. В следующем году планируется начало работы контейнерного терминала, комплекса перевалки стабильного газового конденсата. В ближайшее время планируется ввод терминала по перевалке сжиженного углеводородного газа, района генеральных грузов. Порт Усть-Луга станет конечной точкой БТС-2. Запуск Бункеровочного комплекса, связанного с БТС-2, намечен на 2012г.
«Компания Усть-Луга» одними из первых в России применили на практике инновационный принцип государственно-частного партнерства. По инициативе ОАО «Компания Усть-Луга» было заключено четырехстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», правительством Ленинградской области и ОАО «Компания Усть-Луга», определяющее полномочия и ответственность сторон при реализации проекта.
Цитата:
«Порт Усть-Луга — один из самых крупных в России инфраструктурных проектов европейского масштаба». В.В.Путин.
Важным для Компании стало стратегическое партнерство с ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Российские железные дороги» обеспечивает современное усиление внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга в обход погруженного Санкт-Петербургского железнодорожного узла. До 2010 года инвестиционной программой ОАО «РЖД» предусмотрено инвестировать 35 млн рублей. В том числе 5,4 млрд рублей в 2007 году. Завершено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь железнодорожной станции Лужская и в ее составе — первая очередь транзитно-выставочного парка Северный. Для обеспечения эксплуатации Паромного комплекса построена и введена в эксплуатацию первая очередь железнодорожного выставочного парка Южный.
Внутренний железнодорожный транспорт: завершено строительство первой очереди припортовой и внутрипортовой железной дороги для обеспечения дальнейшей работы угольного терминала. Дальнейшее развитие внутрипортовых объектов железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с графиком ввода в эксплуатацию и развития мощностей перегрузочных комплексов. Автомобильные дороги: ремонт и расширение отдельных участков областной автодороги М-11 Усть-Луга — Котлы — Керстово до пересечения с автодорогой «Нарва» Санкт-Петербург — Таллин в течение последних лет осуществляется за счет средств Ленинградской области и выделяемых средств Федерального дорожного фонда. C 1 нваря 2007 года автодорога М-11 Постановлением Правительства РФ включена в перечень федеральных дорог и передана на баланс Министерства транспорта РФ. Её дальнейшая реконструкция будет осуществляться за счет государственных средств. Губернаторы Ленинградской и Новгородской областей выступили с предложением о сооружении новой федеральной автотрассы Усть-Луга — Великий Новгород: продлить автодорогу М-11 от Таллиннского шоссе до автомагистрали «Россия» в районе Новгорода. Выполнена трассировка, осуществляется разработка технико-экономического обоснования строительства новой трассы.
Порт Усть-Луга уже обладает и собственным портофлотом, существенно повышающим уровень его эксплуатационных возможностей и автономности. С 2006 по 2008 годы на судостроительном заводе «Пелла» по заказу Компании были построены три буксира азимутального типа — «Белуга», «Навага» и «Севрюга» мощностью 3500 л.с. А в начале 2009 года был спущен на воду буксир «Таймень». Новый буксир обладает мощностью 4500 л.с.и при необходимости может работать с судами океанского класса.
Буксирный флот будет расти с увеличением судозаходов. В соответствии с генеральной схемой развития порта Усть-Луга предусмотрено приобретение Компанией и для других специализированных судов портового класса: природоохранный флот, нефтемусоросборщики, бункеровщики, снабженцы, сборщики льяльных вод. Строительство собственного флота — стратегическое направление в развитии «Компании Усть-Луга». По словам Председателя Совета директоров В. C. Израйлита: «Каждый новый буксир — это маленький кирпичик в стену большого здания Морского торгового порта Усть-Луга». Журналисты выехали на "причальную линию" и смогли своими глазами увидеть и корабли этого флота, а также - уникальные краны, которых нет нигде в России!
Представители порта Усть-Луга старались показать журналистам те терминалы, которые уже заработали: это - угольный, серный, перегрузочный комплекс «Юг-2», а также железнодорожный паромный комплекс. Правда, им пришлось признать: кое-где мощности порта недозагружены. Финансовый кризис и вследствие этого - падение грузоперевозок сказывается и на Усть-Луге. Кроме того, в течение этого и следующего годов должны были ввести в строй ещё четыре терминала. Мощности простаивают или недозагружены...
Коротко о терминалах Порта:
Комплекс перегрузки угля - первая очередь угольного терминала мощностью 4 млн тонн была введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Собственно, с этого терминала и началось фактическое строительство Порта. Комплекс второй очереди Угольного терминала мощностью 8 млн тонн угля в год принял первое судно в январе 2006 года. Сегодня продолжается строительство второй очереди угольного терминала. К концу 2010 года запланирован выход на полную мощность — 12,4 млн тонн в год.
Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» - многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2» предназначен для перевалки накатных грузов, в том числе — новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов. При выходе на полную мощность МПК «Юг-2» обеспечит прием, хранение и перевалку 4,7 млн тонн грузов в год. Проектная мощность автомобильного терминала Многопрофильного комплекса — около 500 тыс. новых иномарок в год. Первый пусковой комплекс автомобильного терминала рассчитана на 100 тыс. автомобилей. Основное назначение терминала — это прием новых автомобилей. МПК «Юг—2» будет единственным в России автомобильным терминалом, отвечающим мировым стандартам. Уже сегодня на причале МПК «Юг—2» единовременно может храниться 5 тыс. автомобилей. С запуском второго рускового комплекса количество увеличится до 13 тыс. автомобилей. В 2012 году предполагается выход на полную мощность— 4,7 млн. тонн в год. На территории, граничащей с МПК «Юг-2», контейнерным терминалом и автомобильной составляющей автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, планируется построить складской логистический центр. Этот комплекс предназначен для вспомогательных операций. Это будет и тыловой склад для автомобильного терминала, и площадка для хранения, затарки и растарки контейнеров. Так как предполагается оказывать услуги по предпродажной подготовке автомобилей, то на этой территории будут построены соответствующие центры. «Компания Усть-Луга» самостоятельно развивает этот проект и самостоятельно будет его эксплуатировать. Напоминаем, что Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и поддержан Инвестиционным Фондом РФ. Общая стоимость проекта — 8, 4 млрд руб. Государственное финансирование составляет 2 млрд. 11 млн руб. Перечень объектов МПК «Юг-2», строительство которые должно финансироваться из Инвестфонда, определен. Это три причальных сооружения, которые должны остаться в ведении государства и будут передаваться в аренду «Компании Усть-Луга» при эксплуатации перегрузочного комплекса. Это также часть территории комплекса и транспортная инфраструктура. Остальные 6 млрд рублей необходимых для реализации проекта «Компания Усть-Луга» привлекает самостоятельно, в соответствии с проектом инвестиционного соглашения. Заемные средства пойдут на строительство складской инфраструктуры, инженерных сетей, закупку перегрузочного оборудования.
Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс - Паромное сообщение на линии Усть-Луга — Балтийск — порты Германии — это проект федерального значения, одно из звеньев транспортного коридора «Запад-Восток». Два паромных терминала, железнодорожный и автомобильный, предназначены для приема и обработки судов Ро-Ро, железнодорожных, автомобильных и автомобильно-железнодорожных паромов, обслуживающих линию Усть-Луга — Балтийск и линию загранплавания Усть-Луга — порты Германии. Паромный комплекс в Усть-Луге оснащен железнодорожным парком из 16 путей протяженностью более 7,5 км, что позволяет разместить здесь двести вагонов одновременно.
Первый рейс паромного судна «Балтийск» из порта Усть-Луга в г. Калининград состоялся в сентябре 2006 года. Регулярное сообщение производится два раза в неделю. С 2009 года открылось паромное сообщение с Германией. Сейчас ведется строительство автомобильной составляющей комплекса. В 2010 году планируется выход на полную мощность—2,9 млн. тонн год.
Универсальный перегрузочный комплекс - в июне 2007 года принял первое судно. Весь комплекс предназначен для приема, хранения и отгрузки на экспорт железорудных окатышей, чугуна в чушках и металлолома, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также строительных материалов и оборудования. На териитории комплекса планируется строительство большого крытого склада, что позволит вести перевалку практически всех видов металлов, требующих крытого хранения. Мощность, заявленная в рамках генплана, — 3 млн тонн планируется в 2010 году.
Терминал по перевалке технической серы - первая очередь комплекса была введена в конце 2008 года. Важно, что терминал представляет собой полностью закрытую технологию и не угрожает экологии. В процессе разработки технико-экономического обоснования инвестор увеличил грузооборот до 9 млн тонн в год. Эти показатели планируется достичь в 2010 году. Строительство терминала по перегрузке серы осуществляется Европейским Серным Терминалом. Проектная пропускная способность терминала — 10 млн. тонн серы в год. Планируется прием судов водоизмещением до 70 тыс. тонн. Проект Терминала предполагает возможность работы с 4 видами грузов одновременно, независимо друг от друга и с сохранением их качественных характеристик. Терминал оснащен современным высокотехнологичным и надежным оборудованием российского и зарубежного производства. В числе поставщиков — крупнейший мировой производитель погрузочного оборудования — немецкая фирма Тиссен Крупп, а также российский гигант — Санкт-Петербургский завод им. Кирова и другие.
Контейнерный терминал - в апреле 2007 года Национальная контейнерная компания (НКК) начала строительство контейнерного терминала в порту Усть-Луга. Новый терминал с пропускной способностью 3 млн тонн TEU в год станет крупнейшим в России, СНГ и на Балтике. Его площадь составит 140 га, емкость склада 78 700 TEU в год. Терминал в Усть-Луге также станет и самым передовым в технологическом отношении — будет принимать суда пятого поколения вместимостью 6 000 TEU, будет оснащен современным технологическим оборудованием для погрузочно-разгрузочных операций, складирования, хранения и учета, оформления товаросопроводительной документации. Инвестиции акционеров НКК за счет собственных и привлеченных средств составят до 2020 года около $800 млн В свою очередь, из государственного бюджета в проект будет инвестировано не менее $110 млн Строительство этого терминала и его эксплуатация дадут высокий экономический эффект для России: поступления в бюджет в виде налогов на период до 2020 года составят около $1 млрд. Ввод в эксплуатации первой очереди контейнерного терминала запланирован на 2009 год. Первая очередь терминала будет принимать суда вместимостью 2500 TEU. После ввода второй очереди с еще двумя причалами длиной 660 метров и проведения дноуглубления до отметки минус 16,5 метра терминал сможет принимать большегрузные суда-контейнеровозы на 6000 TEU. Ввод мощностей Усть-Лужского терминала будет проходить в три этапа. Вторую очередь планируется сдать в 2014 году, третью в 2019 году. Два причала общей длиной 440 метров уже построены и в декабре 2007 года сданы заказчику.
Комплекс наливных грузов - Комплекс наливных грузов предназначен для отгрузки на экспорт нефти и судового топлива. Проектная мощность комплекса: 25 млн тонн в год. Проектная глубина у причалов 16,0 метров позволит принимать танкеры водоизмещением 120 тысяч тонн. Ввод в эксплуатацию комплекса наливных грузов намечен на конец 2009 года.
Как генеральный заказчик-застройщик ОАО «Компания Усть-Луга» развивает объекты общепортовой инфраструктуры в порту УстьЛуга (это - связь, внутренний и внешний транспорт, работы, связанные по охране окружающей среды, строительство собственного портового флота) и строит новый город портовиков с романтическим названием "Город северного орнамента".
Сегодня в строящемся порту Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) трудится более 2 тыс. человек. К 2015 году, когда порт выйдет на полную мощность и заработают предприятия в припортовой зоне, количество рабочих мест увеличится ориентировочно до 6–8 тыс. человек. Для тех, кто будет работать в порту, и для тех, кто живет в непосредственной близости от порта, «Компания Усть-Луга» реализует проект строительства нового поселения. Город портовиков Усть-Луга будет располагаться в районе поселка Усть-Луга — деревни Краколье. При строительстве нового поселения предполагается сочетать различные типы застройки. Зоны высокоплотной застройки составят 4–5 этажные, среднеплотной — 2-х этажные здания. Планируются и зоны малоэтажной коттеджной застройки с приусадебными участками от 0,12 до 0,15 га. Вести строительство планируется в два этапа: первая очередь нового города на 24,5 тыс. человек введут в строй к 2017 году; вторую, на 34,5 тыс. человек — к 2025 году. Общая площадь нового поселения на полное развитие составит 1849 га. Вот вам и новый город! Поедете жить и работать в новом современном порту?! Думайте уже сейчас. Самая высокая и престижная зарплата будет у ...крановщиков: но, не тех, кого мы с Вами в Прошлом привыкли видеть, а - крановщиков в белых халатах - профессионалов компьюторного управления!
Кризис-кризисом, но Порт не "стоит на месте": корректирует свои планы и своих поставщиков, свои заказы. Так, за неделю до нашего визита порта 31 июля 2009 по приглашению губернатора Ленинградской области В.П. Сердюкова порт Усть-Луга посетила немецкая делегация во главе с министром-президентом земли Мекленбург-Передняя Померания. Делегация познакомилась с работой железнодорожно-автомобильного паромного комплекса и Многопрофильного перегрузочного терминала «Юг-2». В рамках визита обсуждался ряд вопросов по реализации проекта транспортировки новых легковых автомобилей из Германии в Россию через МТП Усть-Луга. (МПК «Юг-2» предназначен для перевалки накатной техники, контейнерных и генеральных грузов различной номенклатуры. На сегодняшний день он является первым и единственным пока в России высокоспециализированный автомобильным терминалом, соответствующим мировым стандартам. Первый пусковой комплекс МПК «Юг—2» рассчитан на перевалку 100 тыс. автомобилей в год.)
Уезжали мы из порта Усть-Луга, нагруженные "информацией под завязку" и на выезде посетили строительство Свято-Троицкого Морского собора. По инициативе «Компании Усть-Луга» и Центра Национальной Славы в поселке Усть-Луга возводится Храм Святой Троицы с приделом Святителя Николая Чудотворца. Новый Храм станет архитектурной и духовной доминантой будущего города портовиков Усть-Луга. Завершить строительство планируется в 2010 году, когда Храм сможет вместить единовременно 450 прихожан.
Автор - Наталия Кирилова
Спаси нас и сохрани, Господи!
Агентство СМИ "Вольный Остров"
Благодарим за предоставленные материалы и возможность посетить Порт: ОАО "Компанию Усть-Луга" и Департамент информации Правительства Ленинградской области.
Фотографии - Наталии Кириловой и ОАО "Компании Усть-Луга"
Источники материалов:
http://ust-luga.ru/
http://www.estport.com/
http://www.ust-lugarmp.ru/
Источники материалов:
http://ust-luga.ru/
http://www.estport.com/
http://www.ust-lugarmp.ru/