В Петербурге 10 декабря 2010 года в "Дни Эрмитажа" прошли два главных события: днем Государственный Эрмитаж и компания Philips подвели итоги сотрудничества в 2010 году - журналистам представили проекты по инновационному освещению Александровской колонны, Иорданской галереи и Георгиевского зала Зимнего дворца, а вечером после реставрации открылась первая очередь восточного крыла Главного штаба. В нем разместились новые музейные залы Эрмитажа.
Да здравствует СВЕТ!
«Компания Philips, как ни одна другая, прекрасно разбирается в специфике освещения Эрмитажа. Ведь первый совместный «проект» музея и компании состоялся еще 112 лет назад. Уверен, жители и гости Санкт-Петербурга по достоинству оценят новые световые решения. Подсветка Александровской колонны удачно раскрывает замысел Огюста Монферрана, делая символ Петербурга еще более ярким и впечатляющим. В свою очередь, освещение Иорданской галереи и Георгиевского зала поможет посетителям в полной мере насладиться необычайной красотой внутреннего убранства Эрмитажа, окунуться в мир архитектуры и получить максимум впечатлений от соприкосновения с искусством», - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Сотрудничество компании Philips и Эрмитажа продолжается уже более века: первый контракт был заключен в 1898 году, когда Philips осуществила поставку 50 тысяч угольных ламп-свечей для внутреннего освещения помещений Зимнего дворца. Впоследствии лампами Philips была освещена вся резиденция российских императоров.
Проект архитектурного освещения Александровской колонны, одного из символов Санкт-Петербурга, осуществлен Philips совместно со специалистами СПб ГУП «Ленсвет». В новой подсветке использованы новейшие светодиодные прожекторы высокой мощности СolorReach, позволяющие эффективно освещать памятник в ночное время суток при максимально рациональном расходе электроэнергии. Энергопотребление сократится на 70%. Благодаря развитию технологий впервые удалось осветить колонну именно так, как было задумано при ее создании: в ночное время светодиодные прожекторы направлены на фигуру ангела, который буквально парит над северной столицей.
В Иорданской галерее Государственного Эрмитажа Philips произвела модернизацию системы освещения путем замены существующих светильников на эксклюзивные светодиодные, специально разработанные инженерами компании с учетом особенностей свода потолков.
В Георгиевском зале Зимнего дворца компания Philips произвела замену стандартных ламп накаливания на светодиодные Novallure и галогеновые EcoClassic30. Они обладают высоким уровнем цветопередачи. «2010 год стал одним из самых плодотворных в истории взаимоотношений Philips и Эрмитажа. Опыт, который мы получаем в ходе совместных проектов, и инновации, которые разрабатывают наши специалисты, умножаются с каждым годом и позволяют успешно решать все более интересные и амбициозные задачи», – сказал Владимир Габриелян, вице-президент, генеральный менеджер Philips «Световые решения» в России, Белоруссии, на Украине, Кавказе и в Средней Азии.
Эрмитаж дорос до Главного штаба:
Музейный Петербург обогатился новыми выставочными площадями - в самом центре города торжественно открыли обновленное крыло Главного штаба. Новодел от исторического кирпича пытался отличить корреспондент «Фонтанки» Ксения Потеева. Новые помещения Эрмитажа в здании Главного штаба ни с чем не спутать и аналогов им, пожалуй, в Петербурге пока нет, когда внутри исторических стен размещено такое количество выставочных помещений. Впрочем, пока можно только предположить, как это будет. На момент открытия арт-объектов в обновленных стенах оказалось всего два. И те временные. Во время экскурсии в одном из залов гостей ожидали «ожившие» картины Анри Матисса «Музыка» и «Танец». С первого шага за двери с вечерних морозных улиц Петербурга создается очень странное ощущение: огромные пространства, чувство «воздуха», но в то же время холодное сочетание благородного мрамора и утилитарного бетона. При этом внутри, несмотря на действительно впечатляющие объемы атриумов, - тепло. Система кондиционирования и поддержания оптимальной температуры - одно из основных требований музея к новым помещениям. Впрочем, стоит признать, тепловые пушки, спрятанные в дверях на этажах, тоже явно внесли свой вклад в ощущение комфорта. Входящие, люди преимущественно из архитектурной среды, в большинстве своем невольно вдыхали и говорили: "как просторно". Но то и дело среди приглашенных звучало напряженное «новодел?» и ответное - «что же...» (в значении, не без того). Просторный гардероб и технический этаж в целом ни на минуту не дадут поверить, что все эти серо-бетонные стены с вкраплениями красного — музей. Холодный свет люминесцентных ламп и полное отсутствие привычных декоративных элементов, свойственных классическим музеям северной столицы, создает пространство, больше похожее на крытую парковку, переходы метрополитена. Но, с другой стороны, от этих стен веет современными европейскими музеями, которые не отвлекают зрителей от шедевров своей утилитарностью и незаметностью. Собственно, именно таким музеем, судя по всему, и планирует стать Эрмитаж. По словам его директора Михаила Пиотровского, это единственный музей в Европе, развивающийся динамически, а не накапливающий свои фонды. Новая ступень — современные выставочные пространства, в том числе и такие, а также демонстрация коллекции прямо в хранилищах. Нейтрально-серые стены внутри атриумов (по таким фотографы любят отстраивать баланс белого) тоже вряд ли отвлекут от будущих шедевров архитектуры и живописи. Они строги и детально повторяют фасады домов, составлявших Восточное крыло Главного штаба. На входе в основные залы - огромная парадная лестница из итальянского мрамора. Из разговоры в кулуарах: итальянцы задержали поставку на две недели - строители сильно волновались, успеют ли к сроку. Несколько десятков ступеней ведут к огромным, 15-метровым дубовым дверям, толщиной с ладонь. На поверку оказалось, что, несмотря на всю массивность, створы можно открыть легким движением пальца. За ними и - следующий «двор» - теперь атриум со световыми фонарями ставший неплохим концертным залом. Акустику «проверил» Василий Герелло, исполнивший в честь открытия музея несколько песен. По ощущениям корреспондента «Фонтанки» - было громковато, но зато создавалось очень реалистичное ощущение «stereo». Еще неожиданная деталь - «мост над пропастью» - стеклянный пол, сквозь который отлично видно, что происходит на техническом этаже. Атриум весь целиком - серая штукатурка стен, строгая классическая окантовка окон, «прохладное» светлое дерево, нарочито грубый, будто необработанный, бетон и много стекла. Из него сделан не только пол в зале, но и на балконах переходов. Внутри же внешних стен - классические музейные ажурные витые лестницы, лампы, восстановленные исторические печи-голландки. Все столь же минималистично. Верхний этаж - апогей слияния классики и современности. На фоне педантичных белых стен весьма необычно смотрятся опять же бетонные стены световых фонарей, повторяющих формы и контуры пространства.
В торжественной церемонии приняла участие губернатор Валентина Матвиенко: «В нашем городе сообщение о предстоящей реставрации или смене назначения памятника вызывает бурное обсуждение в обществе. Но против передачи восточного крыла Эрмитажу не возражал, по-моему, никто. Каждый, кто входит в Эрмитаж, ощущает внутренний трепет. И для здания Главного штаба, на мой взгляд, Эрмитаж – лучший хозяин». Реставрировать исторические интерьеры Главного штаба было доверено группе компаний «Интарсия». «Благодаря кропотливому труду петербургских реставраторов мы видим уникальное сочетание традиций прошлого и возможностей будущего. Я всегда говорила и еще раз повторю, что наши петербургские реставраторы – лучшие в мире. Они могут всё!» – сказала губернатор.
Выступающие официальные лица неоднократно напоминали о том, что эти помещения - нехарактерны для Петербурга. Творения Карла Росси повсеместно уже давно стали вместилищем искусства, культуры. Только Главный штаб миновал до последнего времени этой участи. Со сцены прозвучало сочувственное: «это здание натерпелось». Пока в эксплуатацию введена только первая очередь всего комплекса. В будущем все дворы-артиумы будут соединять одинаковые огромные дубовые двери, подобно анфиладе парадных залов Эрмитажа, стоящего прямо напротив. Кстати, именно из окон Главного штаба открывается лучший вид на Дворцовую площадь: намного выше уровня земли, что позволяет увидеть площадь компактно, да еще и с эрмитажным фоном. Особенное ощущение создается зимним вечером: на Дворцовой огромные снежные сугробы, совсем близко главная городская ель, которая в высоте пытается соревноваться с Александрийским столпом, сзади торжественно сияет Зимний.
Валентина Матвиенко поблагодарила за активное участие в проекте КГИОП, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского: «Вы настоящий подвижник. Вы «выходили» это решение – чтобы восточное крыло Главного штаба было передано музею». Она поблагодарила Правительство России, которое «выделило финансовые средства на реставрацию, на сохранение исторической памяти». Губернатор отметила, что с обретением новых помещений, Эрмитаж получил 60 тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Петербуржцы и гости города смогут увидеть новые выставки и экспозиции. В.И.Матвиенко напомнила, что Петербург получил в этом году золотую медаль престижной европейской специализированной выставки «За выдающиеся заслуги в области реставрации» - за проект реставрации Каменноостровского театра. За последние четыре года эта медаль стала уже третьей наградой высшей пробы в коллекции петербургских реставраторов. По мнению губернатора, проект реставрации восточного крыла Главного штаба претендует на новую престижную международную реставрационную премию.
Из 45 залов I очереди Главного штаба 30 нуждались в комплексной реставрации. Реставраторы уделили большое внимание сохранившимся элементам декора интерьеров. Там, где это было возможно, осуществлена консервация фрагментов живописи. Проведена реставрация плафонов в трех залах. Росписям эпохи ампира был возвращен их первоначальный облик. Было отреставрировано 26 изразцовых печей. Воссозданы по индивидуальным шаблонам 150 окон. На ступенях внутренних лестниц и в коридорах проведена реставрация каменных плит. Неотъемлемой частью музейной экспозиции стали уникальные в России, подлинные световые фонари, а также грандиозная лестница-амфитеатр, ведущая в Большую анфиладу атриумов. Еще одна примечательная деталь. Среди современных материалов повсеместно сквозит то, что на профессиональном языке называется музеефикацией - следы исторического слоя, чтобы было видно, из чего и на основе чего сделано здание. В одном из переходов вдруг возле очередного окна на фоне гладкой белой штукатурки ярким пятном проявляется оставленная углом оригинальная красная кладка. В полу оставлены стеклянные панели, сквозь которые видны части старых конструкций и кладки. В выставочном зале архитектурная мастерская «Студия 44», занимавшаяся преобразованием пространства Штаба, оставила огромную чугунную стяжку, нависающую через весь зал. Руководитель мастерской Никита Явейн кому-то из гостей посетовал, мол, все авторы и инсталляторы будут наверняка требовать убрать ее.
Справка:
Реконструкция левого крыла Главного штаба началась в 2008 году. Проект, разработанный «Студией-44», которую возглавляет Никита Явейн, сразу сочли значимым архитектурным событием. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский с воодушевлением сообщил, что проект реставрации позволит создать современный музей, не нарушая требований, которые поставил перед Эрмитажем комитет по охране памятников. Из 45 залов первой очереди 30 нуждались в комплексной реставрации. Самым сложным стала прокладка инженерных сетей. Кроме того, специалистами было уделено большое внимание сохранившимся элементам декора интерьеров. Росписям эпохи ампира был возвращен их первоначальный облик. В тех помещениях, где из-за многочисленных протечек, нередко случавшихся еще в прошлом веке, большая часть живописи была утрачена, художники-реставраторы по аналогии с сохранившимися фрагментами воссоздали ее с максимальной точностью. Отреставрировано 26 кафельных печей, в мастерских были отреставрированы подлинные двери и детали металлического декора. В чердачном пространстве Главного штаба сохранился подлинный световой фонарь Росси, который после реставрации, как и два века назад, готов освещать два этажа новых экспозиций. Реконструкция Главного штаба проходит в рамках проекта Фонда инвестиционных строительных проектов, средства на который выделили Международный банк реконструкции и развития и правительство РФ. В план работ входит: ремонт и реставрация помещений восточного крыла, интерьеров и фасадов, заглубление дворов и подвалов ниже отметки существующих фундаментов на полметра, усиление фундаментов и стен. Завершение всего комплекса работ намечено на 2014 год.
Источник материалов и фотографий -
пресс-служба Philips в России и http://www.gov.spb.ru/, http://www.fontanka.ru/