29 августа 2019 года в
Строгановском дворце, на Невском проспекте, 17 открылась выставка
«Борис Лурье. Американский нонконформист». 18+
Борис Лурье родился
в Ленинграде в 1924 году. Вслед за отцом, преуспевшим во время НЭПа и
своевременно переехавшем в Ригу, вместе с матерью и сестрой отбыл в бывшую
Лифляндскую губернию, где в 1941 году его застала война и
ужасы гетто и концентрационных лагерей. Фашисты убили
почти всех его родных. Будущий художник и его отец выжили
в пекле Бухенвальда. Обо всех периодах сложной судьбы Бориса
Лурье рассказал представитель Фонда Бориса Лурье,
лично знакомый с художником с 2004 года искусствовед Игорь Сатановский:
Экспозиция, организованная
Русским музеем совместно с Boris Lurie Art Foundation, призвана привлечь
внимание к творчеству Бориса Лурье и напомнить о злободневных
проблемах современного общества.
Борис Лурье в 1950-1960-х
годах уже в Америке сразу стал одним из лидеров богемной «арт-тусовки»,
- присоединился к кругу нью-йоркского авангарда, в
котором, по выражению Клемента Гринберга, «решалась судьба
американского искусства».
Начинал
художник с фигуративной живописи экспрессивного толка и ряда
работ в стиле жестовой абстракции, однако, вскоре Лурье испытал
разочарование в академизировавшемся абстрактном искусстве, которое
успешно встраивалось в систему арт-рынка. Вместе с другими молодыми
художниками Лурье пытался противостоять рыночному влиянию,
работая с March Group Gallery, построенной на кооперативных
началах.
По мнению специалистов, критика художника Бориса Лурье была
направлена на «картинку мира»
в целом. Все чаще поверх своих коллажей и объектов художник начинает
ставить однозначную резолюцию - NO (нет). «NO» Лурье
обладает энергией «прямого действия». В начале 1960-х складывается
неформализованное направление NO!аrt, во главе которого становится Борис
Лурье вместе с художником Сэмом Гудманом.
«Упертый», «бескомпромиссный», «ядовитый»
- эти слова образно описывают характер и творчество
художника Бориса Лурье. Русский музей по-настоящему рискнул,
решившись выставить в Строгановском дворце столь провокационного
автора.
В работах Лурье, большей частью коллажах, много
обнаженного женского тела, атрибутов сексуальности, насилия, еврейских,
лагерных и нацистских символов. Художника не устраивала «картина
мира», и всем своим творчеством Борис Лурье говорил этому миру свое категорическое
нет.
Александр Боровский,
заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Он
ненавидел любой истеблишмент: политический, экономический. Он
со всеми ругался, пытался организовывать независимые галереи. Конечно, он был «персоной
нон грата». Всё, что было связано с товаром и искусством как
товар, его дико раздражало».
Больше всего от художника
«досталось» популярному в Америке жанру «пинап»
- фотографиям полуобнаженных красоток. По мнению Лурье, общество
потребления, также как фашизм, губит душу и тело.
Несомненно, именно эта выставка
вызовет разноголосый отзвук и разнообразные мнения, - настолько она
противоречивая и весьма провокативна.
В первом зале Строгановского дворца выставлены
рисунки художника из концлагеря - Борис Лурье провёл три (3!)
года в концлагерях и чудом выжил…И это искусство художника, основанное
на опыте, пережитом в концлагерях, призвано потрясать
зрителей.
Более
80 работ художника заполнили
небольшие выставочные залы первого этажа Строгановского
дворца Русского музея, и посетитель выставки увидит
картины, в том числе - из серии «NO», «Ножи в цементе», «Жесткое
письмо» и другие работы (как, например, LICK, «Цементная звезда Давида»,
«Мертвый еврей» и т. д.).
Особенно продуктивно
работал художник в послевоенный период, в 1950-1970 годы. Честные,
жёсткие работы шли вразрез с поп-артом и абстракцией.
Острые углы, шероховатость, использование в коллажах самых простых материалов с
фотографией, - это «непродажное» искусство против всех -
политики, эстетики, буржуазных норм. Тем не менее, врождённое чувство
колорита и гармоничная цельность решений отличает ряд работ Бориса Лурье,
и, безусловно, заслуживает пристального внимания.
На сайте Фонда https://borislurieart.org/ можно заметить, сколь интенсивно
проходят выставки художника в разных музеях мира, - как энергично
работает этот Фонд.
Художник и инициатор
творческого движения NO!art Борис Лурье демонстрировал
принципиально новый взгляд на современное искусство, создавая инновационные для
своего времени работы и опережая многих последователей антиискусства.
Работы Бориса Лурье представлены в ведущих
музеях США.
Выставка в
Санкт-Петербурге продлится до 11 ноября. Посетите
выставку, друзья, - не пожалеете.
Автор текста, фото и
видео - Елена Тарасенко.
Использованы также
материалы и фотографии Русского музея – организаторов
выставки «Борис Лурье. Американский нонконформист».
Подготовлено ИА
«Вольный остров».