вторник, сентября 29, 2009

Усыновление: мифы и стереотипы...

Сегодня завершил свою работу двухдневный семинар «Освещение в сми проблем усыновления», который проводил для журналистов Северо-Западного региона России ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЫ при поддержке ИНФОРМАЦИОННОГО БЮРО СОВЕТА МИНИСТРОВ СЕВЕРНЫХ СТРАН.





























Я возвращалась с семинара со сложным/двойным чувством чего-то недосказанного, потаенного и запретного... Хотя... Именно в последний день семинара, один из участников, молодой журналист (обращаю Ваше внимание на то, что это был именно молодой мужчина!) громко и откровенно заявил в аудитории после лекции и обмена вопросами по теме "Однополые семьи и проблема усыновления" свое мнение, в котором недвусмысленно звучали такие гомофобные "перлы": "Они (геи и лесбиянки) - люди "убогие" и с отклонением от нормы, а потому "должны...- тихо стоять!"... Заявил, не смущаясь, по-видимому, рассчитывая на молчаливую/моральную поддержку, как мужского "состава" семинара, так и женского... И, что самое интересное: высказал это мнение только после того, как лектор-девушка из ЛГБТ ушла из аудитории...Побоялся сказать в лицо? А, "за глаза" - извольте!... Что было потом? Взвешенное обращение руководителя семинара Анны Аркадьевны Шароградской к этому журналисту "никогда больше на эту тему ничего не писать", пока он по-настоящему не разберется в этой сложной и деликатной проблеме... Меня покоробило, что промолчали участники семинара: мое возмущение гомофобией и мужским шовинизмом было одиноким... В перерыве сессии ко мне обратилась с вопросом одна журналистка: "Как тебе эта лесбиянка?":)... Замечу в скобках, что вопрос меня поставил просто в тупик, так как внешних "признаков уродства" и того, что отличало эту молодую женщину-лесбиянку от просто женщин-гетеросексуалов я совсем не находила... А Вы говорите... Вот они - ростки "гомофобов"! Кроме того, уже после окончания семинара мне пришлось под молчаливое присутствие "друзей" втолковывать молодому журналисту прописные азбучные истины: "кто такой гомофоб", и "что такое мужской шовинизм"...

И, все же, все же - вопросы "непонимания" мигрируют "из уст в уста" не только среди журналистов, но в полном "объеме" циркулируют в нашем Обществе: по-прежнему гомосексуалы воспринимаются, как "некое отклонение от нормы жизни", по-прежнему, все, что связано с приемными детьми и вопросами усыновления гражданами из других стран - весь этот спектр для России по-прежнему является"болевой точкой"...

На семинаре я записала три подкаста - три своеобразные передачи, которые и хочу предложить Вашему вниманию,
















а открываю я наш диалог с Вами, уважаемые виртуальные читатели/слушатели с последнего подкаста, с интервью - со мной об итогах семинара беседовала руководитель Института Региональной Прессы Анна Аркадьевна Шароградская. Итак, начинаем..с финала:





"А.. всходы - дадут плоды, ибо нет ничего удручающего, чем.. - зачахшие всходы":) Так на оптимистичной ноте закончилась наша беседа с Анной Аркадьевной Шароградской, и мне захотелось сразу вернуться/обернуться назад, когда на вопрос активисту ЛГБТ, маме приемного ребенка Александре Семеновой: "Может быть, гомосексуалы не готовы не только взять ребенка в семью, но и ко всему остальному не готовы,- раз у них так много вопросов надо решать с помощью психолога?" - прозвучал ответ на мой вопрос: "А есть ли случаи "отказных" детей из семей гомосексуалов?" и Александра ответила: "Нет. Таких случаев "возврата" ребенка из приемной семьи назад в детский дом - нет..." Значит, "всходы дали плоды" и "плоды" не погибли!:) А, впрочем, послушайте фрагмент этой беседы А.Семеновой с журналистами на семинаре: я записала финал ее презентации, где она освещала проблему усыновления в однополой семье и говорила о тех "двойных стандартах", что по-прежнему мешают таким семьям взять ребенка под опеку или усыновить в семью. Фотографий Александры не ждите - она попросила не фотографировать ее.... Без комментариев.




"Где ты, мама?"... "Они ждут Вас..." "Мифы, которые калечат"... Эти и другие , более хлесткие заголовки в последнее время заполнили страницы газет и журналов, а избитые детские лица стали "нормой" для телевизионного репортажа. Парадоксально, но мода на "приемных детей" в СМИ мало прибавила знаний гражданам и тем, кто хотел бы взять на воспитание в свою семью ребенка из детского дома. В чем же причина? Первое и основное - стойкие стереотипы в общественном сознании. Журналисты на перебой перечисляли вслед за специалистами Управления по опеке и попечительству стереотипы по семейному устройству, что укоренились в нашем сознании. Давайте и мы с Вами сначала послушаем Марию Владимировну Измайлову, главного специалиста Отдела опеки и попечительства муниципального Образования Муниципального Округа "Автово", а затем - составим список этих стереотипов. В нашем диалоге также принимала участие и мама большой приемной семьи Самойлова Алла Александровна.







Послушали? А теперь запишем то, что нам с Вами мешает принять правильное решение. Это - три группы стереотипов. Первая группа: стереотипы по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей. Перечисляем: 1)"Нет детей - нет проблем". 2)"Главное - накормить и одеть". 3)"Воспитание в коллективе - это замечательно". 4)"Детский дом - единственный выход для сироты". 5)"Все детдомовцы - больные и ненормальные". Вторая группа - это стереотипы, связанные с приемными детьми и замещающими семьями. Помните эти мифы? 1)"Ребенка из детского дома берут потому, что своих нет". 2)"Усыновление - единственный способ взять ребенка из детского дома". 3)"Главная опасность - гены". 4)"Тайна усыновления свята". 5)"У приемного ребенка не должно быть кровных родственников". 6)"Лучше взять малыша". 7)"Приемный ребенок должен быть благодарен". И последняя группа стереотипов - это то, что связано с организацией работы по семейному устройству детей. Удручающие стереотипы: 1)"Сироты - это не личности, а объекты".. 2)"Желающих взять сирот очень мало". "Чем семья не навсегда, лучше - никакой"... 3)"Ребенка надо полюбить, и все получится"... Словом, очень не прост этот "детский вопрос".































За два дня мы и телепередачи посмотрели, и всевозможные презентации специалистов и практиков по проблеме усыновления и других семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Услышали и те острые вопросы, которые ежедневно сегодня решает/преодолевает многодетная приемная семья, но одно мне запомнилось - то, что меня по-хорошему удивило: условия усыновления/опеки чужого ребенка, что приняты в Исламе. Мы - христиане всегда гордились своими 10 заповедями, но когда нам на семинаре предложили их перечислить и найти в них хоть одно упоминание про чужого ребенка, то все пришли в настоящее замешательство.. Да-да. Можете открыть их и проверьте себя сами. Я открыла интернет и вслух всем зачитала эти десять заповедей Христа...А теперь я Вам перечислю те условия и формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющимися запретными в Исламе. Такая форма отношений к чужому ребенку называется опекунством. И, согласно Исламу, для опеки чужого ребенка есть ряд условий, которые необходимо соблюдать. Первое: сохранение имени (то есть отечества и фамилии) ребенка. Важно, чтобы он знал - кто его настоящие родители. Второе: воспитанники не получают право на наследство имущества опекунов после их смерти.Третье: воспитанники могут жениться на дочери опекунов, или на женщине, которая его воспитывает или выйти замуж за сыновей опекуна или выйти замуж за пекуна. Четвертое: если взяли девочку на воспитание, то при зрелости ей необходимо носить хиджаб дома перед опекуном или его сыновьями. Пятое: если на воспитание взят мальчик, то при зрелости жена опекуна (мать-воспитательница), или их дочери, должны носить хиджаб в его присутствии. Шестое: при дотрагивании до них противоположным полом в возрасте, когда проявляется вожделение страсти ( это приблизительно в возрасте от шести и выше лет) - портится омовение (согласно мазхабу аш-Шафии). Седьмое: воспитаннику при зрелости непозволительно оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махаррам (близкими родственниками по крови), так как они не являются ему родной матерью, сестрой, племянницей и т.д. Восьмое: опекун должен смотреть и сохранять имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. Всевышний в Коране говорит (смысл): "И давайте сиротам, у которых нет отца их имущество, когда они станут совершеннолетними, и не заменяйте (ваше мерзкое) на хорошее (сирот). Не ешьте их имущество в дополнение к вашему, это является великим грехом!" (сура "ан-Ниса"2) Ислам не допускает, чтобы принятый в семью мальчик или девочка становились полноценными членами этой семьи и обладали теми же правами, что и родные дети. Однако, именно эти условия содержания и воспитания чужого ребенка в мусульманской семье ГАРАНТИРУЕТ ребенку сохранность имущества, оставленное/унаследованное от родителей. Если же у человека нет потомства, или есть, но он желает оставить что-либо после своей смерти такому ребенку, то он имеет право дать этому ребенку все, что пожелает, при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния после своей смерти....Ответственность за ребенка и переживание за него являются важными вопросами, вне зависимости от того, есть ли у ребенка родители или нет. Ребенку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребенка, будь то близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но, если у ребенка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нем становится общей обязанностью всего мусульманского общества - и в таком случае имам назначает для опеки определенных лиц. Ну, а условия для опекунов - описаны выше. Восемь условий для опеки чужого ребенка... Так просто и так гармонично продуманы эти условия- ничего лишнего! Я не случайно выделила именно этот аспект в нашем семинаре, так как вопросы "захвата" имущества приемных детей в нашем Обществе, к сожалению, "имеют место", а проще говоря - они есть и принимаются приемными родителями как должное под фразу: "Ну, я же кормлю и одеваю этого ребенка/этих детей!"... И это не просто слова. Вот уже более 15 лет я занимась вопросами многодетных приемных детей: у меня в запуске находится документальная лента-хроника жизни таких семей и в настоящее время в одной из этих семей у нас в Санкт-Петербурге проходит судебное дело о присвоении жилья у приемных детей. Идет суд и потому детали этого судебного дела я не вправе публично раскрывать/публиковать. Одно могу сказать: кроме факта продажи квартир у приемных детей меня по-прежнему... мутит от сознания того, как и почему это произошло со взрослыми людьми, что так долго и много рассуждали о теме нравственного долга по отношению к детям, что оставлены в детских домах и домах ребенка без попечения родителей.... Не понимаю и не могу понять... Фильм надо завершать, но как завершить/залечить те раны, что нанесены этим уже повзрослевшим детям со своими малышами, что остались не просто без родителей навсегда, но и - на улице без жилья?...





























Вопрос остается открытым. А в завершении нашей с Вами виртуальной беседы я хочу привести одно из мнений опроса из публикации "Усыновление: За и Против" в газете АиФ от 3 сентября этого года. Мнение домохозяйки Инны, 47 лет мне показалось разумным, взвешенным и вполне обоснованным. Цитирую: "Когда у человека есть возможность осчастливить кого-то, он сам становится счастливым. Посмотрите на детей, оставшихся без родителей. Часто они живут в чудовищных условиях, у них никогда не было своих игрушек, они никогда не чувствовали любви и заботы взрослых. И если у Вас есть возможность помочь такому ребенку, не отказывайтесь от нее. Только не нужно воспринимать приемного малыша как некое "вложение" не нужно думать, что вы берете ребенка в семью, чтобы впоследствии он обеспечил вам достойную старость. Дети - не сберкнижка. Нельзя требовать от приемного ребенка, чтобы всю жизнь он был вам благодарен за то, что вы его взяли. Он вас об этом не просил. Вы сделали это исключительно для себя. Чтобы почувствовать себя счастливой от того, что смогли помочь хотя бы одному из многих несчастных детей. И если вы подходите к усыновлению с этой мыслью, у вас обязательно все получится!" Присоединяюсь.


Выражаю искреннюю благодарность организаторам семинара - Институту Региональной Прессы - за возможность участвовать в семинаре и за предоставленные материалы.

автор текста и подкастов - Наталия Кирилова
фотографии - Инга Шульга

Агентство СМИ "Вольный Остров"