четверг, января 24, 2013

Российская премьера оперы «Билли Бадд» в Михайловском театре


24, 25, 26 января 2013 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга пройдет Российская премьера оперы «Билли Бадд» в постановке режиссера Вилли Декера
Накануне премьеры 23 января 2013 года, признанный мэтр мировой оперной режиссуры Вилли Декер встретился с журналистами, чтобы рассказать о постановке и ответить на вопросы. Перед Вами - фрагмент этой встречи: 
В 2013 году музыкальный мир отмечает 100-летие Бенджамина Бриттена. Михайловский театр впервые в России представит одно из самых значительных и неординарных произведений композитора - оперу «Билли Бадд». На петербургскую сцену режиссер Вилли Декер переносит свою постановку, сделанную для Венской оперы. Признанный мэтр мировой оперной режиссуры Вилли Декер впервые работает в России, но поклонники музыкального театра в нашей стране хорошо знают его имя, прежде всего, благодаря «Травиате» с Анной Нетребко на Зальцбургском фестивале, которая превратила артистку в мега-звезду. 

Музыковеды уверены: «Билли Бадд» - одно из важнейших оперных сочинений XX века. «Это величайшая и самая сложная опера Бриттена, - писал обозреватель лондонской «The Telegraph». - В ней сочетаются наполненная действиями мелодрама на борту военного корабля периода Наполеоновских кампаний и тревожная притча о той смутной области, в которой справедливость сражается с законом, а невинность может быть пагубной». Опера «Билли Бадд» - в 4-х действиях. Дирижёр - Михаил Татарников. Либретто: Эдвард Морган Форстер и Эрик Козье. Режиссер: Вилли Декер. Художник-постановщик: Вольфганг Гуссманн. Режиссер возобновления: Сабина Хартманншенн. Музыкальный руководитель: Михаил Татарников. Постановка Венской государственной оперы, 2001 г. / Wiener Staatsoper, Gmbh, 2001. Декорации и костюмы изготовлены ART for ART Theaterservice, Gmbh, Вена. Исполнение оперы «Билли Бадд» в Михайловском театре осуществляется с любезного разрешения издательства Boosey&Hawkes Music Publishers Limited, Лондон.
В основе либретто - повесть Германа Мелвилла о событиях на линейном корабле «Неустрашимый». В замкнутой корабельной атмосфере, в жестко прописанном регламенте «мужского» мира нарастает ощущение тревоги; внезапно оно выплескивается в оглушительную драму. Матрос Билли Бадд - любимец команды; ему противостоит старшина корабельной полиции Клаггарт, привыкший жестокостью и интригами держать моряков в подчинении. Симпатия к Билли, которую почувствовал Клаггарт, пугает его; не понимая собственных чувств, он подговаривает молодого матроса участвовать в бунте, а когда тот отказывается, клевещет на юношу. Главный герой от волнения начинает заикаться; не имея возможности высказаться и оправдаться, он в ярости наносит Клаггарту удар, оказавшийся смертельным. Капитан Вир вынужден приговорить матроса к повешению, хотя это решение стоит ему огромных моральных страданий. Команда готова силой освободить Билли, но молодой матрос уверен, что капитана нужно простить, и бунт на корабле утихает.
Журналистов на встрече с режиссером интересовало буквально все: и то, какое музыкальное образование получил Вилли Декер, ставил ли он спектакли в драматическом театре или - только оперные постановки, есть ли отличия, когда он работает с русской (однородной труппой) или с многонациональной?

Вилли Декер, режиссер-постановщик: «Россия - страна величайших оперных традиций. Мне приходилось работать с великолепными русскими певцами, но никогда прежде я не ставил спектакль на русской сцене. Как оказалось, опера Бриттена «Билли Бадд» ранее здесь тоже никогда не шла - и тем выше моя ответственность перед публикой. «Неустрашимый» - это корабль «Человечество», небольшой неустойчивый фрагмент мироздания. Этот корабль в открытом море является притчей о нашей жизни в целом. Людям некуда спрятаться друг от друга. Мелкость и величие, слабость и сила, весь свет и вся тень человеческой природы здесь откровенно противопоставлены друг другу, зажаты в тиски и обязаны бороться».
Маэстро Вилли Декера журналисты спрашивали и о том, как ему работалось с дирижером  Михаилом Татарниковым во время репетиций в Михайловском театре, и если коротко, то - "…у нас очень открытые и очень дружеские отношения": 

И, вот что сам дирижер Михаил Татарников думает о постановке этой оперы в юбилей Бриттена:

Михаил Татарников, музыкальный руководитель и дирижер: «Работая над партитурой Бриттена, я испытываю особые чувства: мой дедушка, дирижер Джемал Далгат, был лично знаком с композитором. В свое время в театре имени Кирова он пост авил его оперу «Питер Граймс». Тогда композитор приезжал на премьеру и оценил спектакль как очень удачный. «Билли Бадд» - насыщенное и драматически очень точно выстроенное произведение. В опере бесподобная музыкальная драматургия, самобытный музыкальный язык, ярко и зримо поданный конфликт; великолепные хоры служат своего рода контрапунктом к драме главных персонажей».
В опере больше 20 персонажей, и все они мужчины. В премьерных спектаклях примут участие артисты Михайловского театра и приглашенные исполнители. Заглавную роль готовит молодой певец Андрей Бондаренко, выпускник Киевской консерватории. Партию Джона Клаггарта, начальника корабельной полиции, будет петь англичанин Грэм Бродбент, который несколько лет учился в Московской консерватории. Партию капитана Вира на премьере исполнит Виктор Алешков, а в спектакле 13 февраля - выдающийся американский тенор Нил Шикофф.

Повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» - классика английской литературы; в Великобритании это произведение входит в школьную программу. Либретто оперы по просьбе Бриттена написал Эдвард Форстер, романист и знаток творчества Мелвилла; его соавтором был театральный режиссер Эрик Крозье.

Премьера «Билли Бадд» состоялась на сцене театра Ковент-Гарден в декабре 1951 года. За прошедшие шесть десятилетий это название появилось в репертуаре крупнейших оперных домов: Английской национальной оперы, Метрополитен оперы, Гранд-опера.

Фоторепортаж встречи 23 января - перед Вами:



Итак, дорогие любители классики, оперы и балета! Приглашаем: 24, 25, 26 января 2013 года в Михайловском театре Санкт-Петербурга пройдет Российская премьера оперы «Билли Бадд» в постановке режиссера Вилли Декера! 
Билеты - можно поискать на сайте Михайловского театра:-)



Источник материалов: Михайлоский театр - www.mikhailovsky.ru
Фото и видео - Наталии Кириловой

Фильм "РЖАВЧИНА И КОСТЬ" - в российском прокате


24 января 2013 года в российский прокат выходит фильм режиссера Жака Одиара РЖАВЧИНА И КОСТЬ. +18
О сюжете:
У Али (Маттиас Шунартс) нет ни дома, ни денег, ни друзей, зато у него есть пятилетний сын Сэм, с которым он по воле обстоятельств перебирается в Антиб, к своей сестре, надеясь на лучшую жизнь. Благодаря своим физическим данным Али устраивается вышибалой в ночной клуб, где однажды ночью он знакомится с холодной и неприступной красавицей Стэфани (Марион Котийяр), с которой у него нет ничего общего. Но трагический случай в судьбе Стэфани неожиданно меняет их жизнь, сближая этих далеких и одиноких людей...

Неприступная красавица Стэфани работает дрессировщицей касаток в аквапарке Marineland. Одно из выступлений заканчивается трагедией. Ночной звонок снова сводит Али и Стэфани вместе. Когда он видит свою случайную знакомую в следующий раз, та прикована к инвалидному креслу. В результате неизбежной операции она лишилась обеих ног и большей части иллюзий. 
Безжалостная программа физической подготовки Али становится для Стэфани новым образом жизни. Однако и он сам меняется под воздействием молчаливого упорства своей подопечной. Волшебным образом Стэфани оживает на глазах. По мере развития сюжета дуэт путешествует по необычному миру эмоций, в котором сила, красота, молодость и кровь являются бесценными ресурсами. В этом мире истина, доверие, привязанность и любовь не продаются и не покупаются, а мужество проявляется в различных, порой самых необычных формах.



ОБРАЩЕНИЕ АВТОРОВ
«В сборнике рассказов «Ржавчина и кость» Крэйга Дэвидсона можно найти много историй о людях, чьи жизни кардинально изменились в результате трагедий и катастроф. Современный мир показывается таким, каким его видят люди, отказавшиеся подчиняться превратностям судьбы и сами отвоевавшие свое право на счастье.

История об Али и Стэфани в сборник не вошла. Мы позаимствовали у Крэйга Дэвидсона общую идею и использовали ее, как отправную точку, а историю наших героев придумали сами. Сборник Дэвидсона стал своеобразной предысторией проекта. Жестокость нашего сюжета, наше стремление раскрыть все грани этой драмы (а точнее, мелодрамы), показать героев со всех сторон - все это было отражено в тех рассказах.
С самого начала работы над проектом мы акцентировались на кинематографическом стиле, который можно было бы назвать «экспрессионизмом». Мы хотели использовать всю эмоциональную мощь холодных, жестоких, бьющих наотмашь кадров и сцен, которые раскрывали драматизм происходящего. Подсознательно мы передавали атмосферу Великой Депрессии. Мы вспоминали о настроении старых фильмов, в которых мрачная реальность была запечатлена в темных, почти сюрреальных изображениях.

Именно этой эстетикой мы руководствовались, работая над сценарием. Фильм РЖАВЧИНА И КОСТЬ беспощаден, при этом по жанру он остается мелодрамой. И история любви - главное действующее лицо картины. Фильм показывает мир глазами запутавшегося в жизни ребенка. Благородство героев раскрывается в свете жестокой реальности, стимулированной финансовым кризисом. Мы отдаем дань уважения Али и Стэфани, их отчаянным попыткам побороть стечение обстоятельств». Жак Одиар и Томас Бидегайн.

О съемках фильма:
История начинается, когда оба мира героев рушатся!
В ролях: Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете», «Полночь в Париже», «Темный рыцарь: Возрождение легенды»), Маттиас Шунартс («Черная Книга», «Бочара»). Режиссер: Жак Одиар («Пророк», «Мое сердце биться перестало»)

Путь, который прошли Али и Стэфани в фильме РЖАВЧИНА И КОСТЬ  был труден и тернист. Ровно как и исследования режиссера и актеров нельзя было назвать ни легкими, ни предсказуемыми.

«Я влюбилась в Стэфани еще когда читала сценарий, – вспоминает Марион Котийяр, которой досталось амплуа дрессировщицы касаток, потерявшей обе ноги. – Хотя, признаться, порой я не понимала свою героиню. Меня это всерьез бесило, и я призналась в этом Жаку. Он сказал: «Если честно, я тоже ее не во всем понимаю. Я никак не могу взять в толк, что это за человек. Нам придется вместе в ней разобраться и дать ей шанс на жизнь». Меня это очень воодушевило. Однако, какая-то необъяснимая загадка оставалась в Стэфани вплоть до финала фильма».

Необъяснимого в фильме РЖАВЧИНА И КОСТЬ оказалось куда больше, чем казалось на первый взгляд. «В сценарии, съемках, работе с актерами, монтаже и музыке мы пытались добиться единственного эффекта,  - говорит режиссер фильма Жака Одиар. - Мы хотели совместить предельную откровенность истории с мелодраматичным, почти сюрреальным визуальным рядом». Поэтому в том, что травма Стэфани и поведение героини ставили Котийяр в тупик, режиссер находил свои плюсы. Актриса рассказывает о своей подготовке к роли: «Жак меня успокоил, сказав: «В этом-то и состоит история картины: жила-была такая вот девчонка и вдруг - БАМ! - у нее нет ног! Появилась на свет совершенно новая Стэфани. И это очень здорово, что ты с ней не знакома»».

Впрочем, историю любви в сюжете фильма РЖАВЧИНА И КОСТЬ предваряет история боли. Али и Стэфани возвращают друг друга к жизни, ежедневно сталкиваясь с насилием и негативными эмоциями. Одиар объяснял актерам, как отобразить отношения их персонажей с наибольшим эмоциональным резонансом. «Жак в каждом эпизоде ищет проявление жизни, - говорит Маттиас Шунар. - Он не пытается слепо следовать за тем, что сам написал в сценарии. Он ищет то, как сама жизнь могла бы изменить то, что он написал. Али - не самый симпатичный тип, зрители не сразу поймут его и захотят сопоставлять себя с ним. И все же что-то есть в его искренности и простоте. Есть какая-то необъяснимая привлекательность. Я много импровизировал во время репетиций, пытаясь показать более темную и жестокую сторону Али. Но в конечном итоге мы решили, что у героя должна была сохраниться почти детская непосредственность. И внезапно все встало на свои места. Али стал очень реальным персонажем. Именно в такого могла бы влюбиться Стэфани
Юношеская страсть к адреналину заряжала его жизнь бесконечной энергией. Иначе он бы стал самодовольным социопатом, который бы вскоре осознал всю плачевность своего положения и впал бы в депрессию - нам все это было не нужно. Али, в начале фильма представляющийся «эмоциональным нулем», проходит глубокую пропасть проигравшего и в финале оказывается на пике любви. Он учится любить своего сына. Одиар умеет сделать любого героя глубоким и многогранным. Его можно назвать «актерским режиссером» - он очень много работает с актером, чтобы передать все полутона роли, на которые тот только способен».

Котийяр поддерживает коллегу. «Я работала со многими потрясающими режиссерами, - говорит актриса. - Но далеко не все они так любили свои истории и персонажей, как Жак. Эта любовь буквально ощутима, и это очень сильно вдохновляет. Одиар - настоящий поэт!»



В плену у собственного тела:
Котийяр и Шунар пришлось немало поработать, чтобы вжиться в образм - как творчески, так и физически. «Я отсмотрела очень много видеофильмов, рассказывающих о людях, которые перенесли ампутацию, - говорит Котийяр. - Но гораздо больше вводных я получила от Жака Одиара. Он говорил: «Иногда ее подсознание будет отказываться верить в происходящее. В такие моменты Стэфани попробует встать, забывая о том, что у нее нет ног, и, разумеется, будет падать». Вы не увидите эту сцену в фильме, однако репетиции помогли мне вжиться в роль». Технически «ампутация» была плодом специалистов по компьютерной графике. «Это не самое интересное в картине, хотя надо отдать должное компьютерщикам - они потрясающую справились с работой, - говорит Котийяр. - Куда важнее то, что от меня «осталось» - плоть, кость, сексуальность и глубокая душевная травма».

Шунару пришлось немало тренироваться, чтобы реалистично сыграть кикбоксера. «Мне пришлось усердно работать каждый день, не говоря уже о том, что после съемок в БЫЧАРЕ мне нужно было вернуть свой исходный вес, - говорит актер. - Жак очень четко определял физическое состояние Али - он должен был быть сильным, но не накачанным. Так что мы решили остановиться на следующей комбинации - парень, занимавшийся боксом много лет, бросил спорт, начал набирать вес и даже отрастил живот. Мы не хотели, чтобы Али выглядел слишком подтянутым и натренированным. Напротив, должно было складываться впечатление, что он не в ладах со здоровьем. Этому парню незачем правильно питаться или усердно тренироваться. И это должно было быть заметно невооруженным взглядом».

О кулачных поединках Шунар говорит: «Когда у него ничего не осталось, чем еще Али может заработать деньги? Только своим телом. Поэтому он принимает участие в поединках. Кроме того, он подсознательно понимает, что ему нужна боль. Схватки очень болезненны, но боль - это тоже чувство. Умершего на эмоциональном уровне Али поединки возвращают к жизни. Только во время боя он чувствует свое тело. Когда он наносит или пропускает удар, внутри него что-то переворачивается. А затем у Стэфани получается снять осаду с его сердца».



В постели:
Сексуальные отношения между Али и Стэфани подчеркивают ее физическую неполноценность. «Лично я осознал эротический подтекст ситуации довольно быстро, - говорит Одиар. - Позвольте, я объясню. В игровых фильмах есть два «минных поля», которые не всем кинематографистам удается удачно миновать. Во-первых, ситуация, связанная с насилием и ведущая к смерти главного героя - зрителю заведомо известно, что героя вы не убьете. Во-вторых, секс - зритель отлично понимает, что все ахи и вздохи поддельны, да и сами сцены по большей части получаются неуклюжими. На протяжении долгого времени я пытался найти решение проблемы с демонстрацией в фильмах плотских утех. Эта история позволила мне расслабиться и вовсе забыть об этой проблеме. Когда Али усаживает Стэфани себе на спину, это куда сексуальнее, чем что бы то ни было еще. И когда подошло время «уложить» героев в постель, мне не пришлось задерживать камеру на их лицах, чтобы добиться правдоподобного восприятия. Женщина, открывшая мужчине свою физическую неполноценность, куда более раскрепощена, чем обнаженная».

«Разумеется, я не вспоминал о ее ногах, - говорит Шунар. - Али в свое время забыл, и я не помнил».

Принцесса и воин:
«Не представляю, кто еще смог бы так сыграть роль Стэфани, - говорит Одиар…  - У нас было крайне мало времени на репетиции. Марион изучала поведение касаток и тяжело травмированных людей, Маттиас изучал искусство кулачного боя. Участь Стэфани была нелегка, но очевидна - она встала на путь реабилитации. Маттиасу пришлось куда более усердно работать над своим персонажем - по сценарию Али был очень неоднозначным человеком. Он должен был быть грубым, но не настолько, чтобы не привлечь внимания Стэфани. Для симпатии (а впоследствии и любви) должна была быть определенная почва».
В тот момент, когда Сэм и Стэфани наблюдают за триумфом Али на ринге, закадровый голос рассказывает о чудовищной боли, которая тисками сковывает кулаки боксера. «Когда фильм был закончен, мы все вместе пересмотрели его, - вспоминает Шунар.  - Мы вновь прочувствовали историю двух людей и все то, через что им довелось пройти. И это что-то не закончено, им предстоит бороться дальше. Им по-прежнему придется превозмогать боль, им придется растить ребенка, ей суждено каждый день видеть свои изуродованные ноги. Но они могут поделиться своей болью с ближними, которые всегда поддержат и помогут. Это хороший финал, хотя я бы не назвал его классическим хэппиэндом».

«Кем бы она стала, не случись в ее жизни эта трагедия? - спрашивает самого себя Одиар. - Наверное, она бы так и осталась надменной принцессой, неспособной полюбить кого бы то ни было по-настоящему. Это стало возможно только «благодаря» ее травме и тому, что Али никогда не смотрел на нее с жалостью и сочувствием. Только при таком «удачном» стечении обстоятельств Стэфани смогла раскрыться и насладиться чувством, которое бы она нипочем не узнала».

Для Котийяр трагедия ее героини стало своеобразным откровением. «Когда в жизни ничего больше не остается, ты предоставлен сам себе, - говорит она.  - Только тогда ты можешь заглянуть себе в душу, увидеть что-то, что было спрятано глубоко внутри. Готов ли ты встретиться с этим чем-то лицом к лицу, и не будет ли тебе страшно? Эта история о двух обнаженных душах, которые отдаются во власть подобной наготы. В этом красота самой истории и красота главных героев».
Фильм завораживает… своей правдой, тягучим ритмом, жесткими сценами и ЛЮБОВЬЮ… Рекомендуем: с 24 января 2013 года в российском прокате - фильм режиссера Жака Одиара РЖАВЧИНА И КОСТЬ. +18



Благодарим за предоставленные материалы и фотографии - WALT DISNEY STUDIOS SONY PICTURES RELEASING : WWW.WDSSPR.RU