15 марта 2011 года на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской - «НЕПОКОРЁННЫЙ НУРИЕВ» (ко дню рождения Рудольфа Нуреева)
Немного вернемся назад, в наше Прошлое: 6 июня 1961 года мир потрясла сенсация – ведущий танцовщик Кировского театра Рудольф Нуреев не вернулся из парижских гастролей в СССР!
Иностранные газеты пестрели заголовками: «Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже», «Прыжок в свободу»...
Памятный вечер «НЕПОКОРЁННЫЙ НУРИЕВ» на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской 15 марта - это и спектакль, и воспоминания о великом танцовщике, и фильм, и - "слезы и любовь!" I часть вечера памяти Рудольфа Нуреева - спектакль «ПРЫЖОК В СВОБОДУ» (с участием звезд балета, а также актера Сергея Янковского). Спектакль о детстве, юности и первом успехе Р. Нуреева.
II часть вечера: ГАЛА-КОНЦЕРТ (с участием народной артистки России Юлии Махалиной, заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский и артисты Мужского балета Валерия Михайловского. О Нурееве вспомнят: народный артист России, лауреат Государственной Премии Олег Виноградов и друг Рудольфа Нуреева Владимир Рэн (Франция). II часть посвящена жизни танцовщика на Западе. Также будут представлены фрагменты фильма «Неизвестный Рудольф Нуреев», снятый Владимиром Рэном. Режиссер вечера и автор идеи - Ольга Обуховская.
Памятный вечер создан по материалам автобиографии Рудольфа Нуреева, в которой он рассказывает о своей жизни до эмиграции. Зрители увидят разного Нуреева – одинокого мальчика из эвакуированной семьи, дерзкого студента хореографического училища, уверенного в себе мастера. Это удивительный синтез театрального и балетного искусства. Роль гениального танцовщика исполнит молодой питерский актер Сергей Янковский. За эту роль он был удостоен специальной премии на театральном фестивале «Амурская осень». Балетное сопровождение каждый раз меняется: в проекте принимали участие Илзе Лиепа, Анастасия Волочкова, Адриан Фадеев и другие. В этом проекте примут участие народная артистка России Юлия Махалина, заслуженный артист России, народный артист Карелии Валерий Михайловский и артисты Мужского балета Валерия Михайловского.
Рудольф Нуреев - один из величайших танцовщиков, создавший свой, неповторимый жесткий и страстный стиль в балете. Один из тех, чьё мужское начало оказалось сильнее установленных стереотипов, чье свободное мышление преодолело принадлежность к какой-либо одной стране или национальности. Рудольф Нуреев – танцовщик мира. Созданные им образы до сих пор воссоздаются в балетах разных стран. Именно ему удалось преодолеть традицию и перевести «манекенную» функцию мужских партий в самостоятельный творческий образ. Его жизнь, как и всё его творчество, оказалось вечной борьбой с традициями, стереотипами и «клише». И Нуреев, один из немногих, смог, не ломая традиций, создать новое дыхание, новый международный балет, перенеся русские балетные традицию, русскую классику на западную сцену. Он стремительно взлетел к славе лучшего танцовщика мира, пропагандируя славу и величие русской балетной школы.
Его партнерство с блистательной Марго Фонтейн привлекало в ряды балетоманов тысячи абсолютно далеких прежде от балета людей по всему миру. Он принес на лучшие мировые сцены возрождение балетной классики. Многие молодые труппы благодаря сотрудничеству с ним получили необходимую рекламу и долгожданные средства, талантливые танцовщики – шанс показать себя минуя строгую балетную иерархию.
А советская родина, не в силах воспрепятствовать оглушительному успеху бывшего подданного, привычно солгала в 1963 году в паре-тройке газетных заметок, что «презренный изменник Родины», «самый дерзкий дезертир» «деградирует как танцовщик», что «интерес к перебежчику начал угасать». Он был заочно осужден и приговорен к 7 годам лишения свободы за измену Родине и вычеркнут из памяти соотечественников на долгих 30 лет. Лишь спустя почти шесть лет после смерти Рудольфа Нуреева Генпрокуратура отменила решение судебной коллегии по уголовным делам Ленинграда. Изучив уголовное дело № 50888, сотрудники прокуратуры пришли к выводу: Нуреев не предавал Родину и не выдавал государственные и военные тайны. Нуреев Рудольф Хамитович реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ на основании п.а ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года».
«Мне претят жесткие рамки, я изо всех сил стараюсь найти новые возможности, развить разные стороны моей натуры, открыть, в чем состоит ее сущность. Поэтому я не вернулся в Россию. Я чувствовал настоятельную потребность разбить окружавшую меня скорлупу, искать, пробовать, исследовать. Я хочу, подобно слепому, попробовать на ощупь все, что меня окружает. … Я хочу иметь возможность работать повсюду – в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, самом, на мой вкус, прекрасном из театров – сине-серебряном Кировском в Ленинграде. Мне двадцать четыре года. Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня мое будущее, определял, в каком направлении мне «следует» развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом «свобода». (Р.Нуреев)
Из биографии: Нуреев Рудольф Хаметович (тат.Рудольф Хамит улы Нуриев) - советский и британский артист балета. Родился 17 марта 1938 г. в Иркутске. Эмигрировал из СССР в 1961 году. Умер 6 января 1993 г. в Париже. Кавалер ордена Почётного легиона, Командор ордена искусств и литературы. Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Имеет татарско-башкирское происхождение. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуреев стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр). 16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем».
Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне, став мировой знаменитостью. Получил австрийское гражданство. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Выступал по всему миру (в Европе, США, Японии, Австралии и т. д.), работая очень интенсивно. Считается, что Рудольф Нуреев полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.
Танцевал ведущие партии в спектаклях: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Маргарита и Арман», «Баядерка», «Раймонда», «Жизель», «Дон Кихот», «Корсар», «Ромео и Джульетта», «Сильфида», «Петрушка», «Видение Розы», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна», «Аполлон Мусагет», «Юноша и смерть», «Блудный сын», «Федра», «Потерянный рай», «Сильфиды», «Гамлет», «Золушка», «Интермедия», «Лунный Пьеро», «Люцифер», «Идиот», «Ореол», «Песни странствующего подмастерья», «Весна священная», «Павана мавра», «Темный дом», «Урок», «Ночное путешествие», «Алая буква» и др.
Участвовал в фильмах: «Я-танцовщик» (1972), «Маппет-шоу» (1977), «Валентино» (1977), «На виду» (1983). Постановки: «Раймонда», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Танкред», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Манфред», «Буря», Washington Square, Сюита Баха, «Золушка», Баядерка»..
«Я и ныне, и тогда в мгновения, когда меня настигала невольная охота поразмышлять о моем друге, не смог бы сравнить его с конкретным лицом. Но сегодня я думаю о нем как о древнем тюркском воине, покорителе земель, основателе держав и цивилизаций, могучих и грозных при жизни сюзерена и вмиг распадающихся с его смертью. Черты и качества энтузиаста и завоевателя буквально выпирали в нем, наделяя его в минуты возбуждения ярким атлетизмом, придавая его юному лицу одухотворенное выражение, несущее и опыт жизни, и размышления о ней» (А.Бикчурин).
С 1983 по 1989 годы Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Не раз выступал на одной сцене с Ивет Шовире, ему принадлежит «открытие» Сильвии Гиллем. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты. В последние годы жизни выступал как дирижёр. В ноябре 1987 года впервые приехал в СССР, в Уфу, на двое суток, для встречи с умирающей матерью. С 1991 года начал пробовать себя как дирижер. Выступал с симфоническими оркестрами, дирижировал балетами во многих городах мира, в том числе - в мае 1992 года в Казани.
Скончался 6 января 1993 года недалеко от Парижа. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
PS: вместо цветов на могиле гениального Мастера - отработанные "пачки"коллег...
Благодарим за предоставленные материалы - организаторов памятного вечера