воскресенье, марта 15, 2009

SOKOS hotel-трудные времена...

Предисловие:
эту заметку я написала немного раньше, чем ставлю, однако, днем-раньше или днем-позже, но ситуация на туристическом рынку услуг пока... не стабилизировалась, а потому все, о чем мы говорили, а я написала-АКТУАЛЬНО. Итак:

SOKOS HOTELS - о рецептах в "эпоху Кризиса"!

Гостиничный оператор Sokotel стал инициатором круглого стола, посвященного проблемам гостиничного рынка в условиях мирового финансового кризиса. В обсуждении, состоявшемся 11 марта 2009 года в отеле Sokos Hotel Palace Bridge, участвовали генеральный директор Sokotel Юхани Ярвенпяя, директор по маркетингу Sokotel Сату Оксанен, а так же представители ведущей прессы города.

В самом начале своей речи Юхани Ярвенпяя признался, что сеть отелей Sokos Hotels испытала на себе влияние мирового финансового кризиса так же, как и другие отели города. Гостиничный оператор Sokotel вышел на российский рынок, открыв в 2008 году сразу три отеля в Санкт-Петербурге. Если с июня по декабрь 2008 года загрузка отелей составляла около 50-80% , то в январе она упала до 11-12%. Топ менеджеры Sokotel утверждают, что в на гостиничном рынке Финляндии наблюдается та же тенденция: продажи там на 30% ниже запланированных.

Мои коллеги весьма заинтересованно и подробно расспрашивали руководство Sokotel о сложившейся ситуации:

- Какова ситуация гостиничного оператора в Санкт-Петербурге? Увольняют ли сотрудников сети отелей "Sokos Hotels"?

"Sokotel сумели избежать сокращения персонала благодаря тому, что в декабре начал принимать гостей третий отель сети Sokos Hotels – Sokos Hotel Vasilievsky. Управляя тремя гостиницами в городе, оператор имеет возможность перемещать персонал. Компания особо отмечает, что чувствует ответственность за своих сотрудников, каждый из которых прошел обучение финским стандартам сервиса.

За 2007 и 2008 год Sokotel инвестировал в свои российские отели 75 млн евро. Кроме того, в конце 2008 года компания приобрела в собственность здание, в котором располагается Sokos Hotel Vasilievsky. Отельный бизнес имеет самый большой срок окупаемости, и в 2008 году Sokotel только тратил деньги". Юхани Ярвепняя заявил, что если бы рынок развивался, как предполагалось, то уже в 2009 году Sokotel рассчитывал начать окупать вложения. Однако в связи со сложившейся финансовой ситуацией на первую прибыть приходится рассчитывать не раньше, чем в 2010 году. При этом господин Ярвенпяя отметил, что при запуске трех отелей сумма вложенных затрат стала даже меньше предполагаемой, в то время как загрузка отелей сбыла значительно выше той, на какую первоначально рассчитывал отельер.

Понятно, что всех присутствующих интересовали цены! И то: "есть ли смысл в "демпинговании" цен?"

Госпожа Сату Оксанен пояснила, что "кризисная ситуация на рынке заставила Sokotel пересмотреть ценовую политику своих отелей. Как и в Финляндии, цены в российских Sokos Hotels – плавающие. Это означает, что они меняются в зависимости от сезона и загруженности отелей: чем выше загруженность, тем выше цены на номера. Сегодня цены в Sokos Hotels снижены. Тем не менее, стратегия отельера – оставаться в среднем ценовом сегменте. Сегодня средняя стоимость номера в отелях Sokos Hotels колеблется от 120 до 240 евро за ночь".

-Поменялись ли планы инвестирования гостиничного оператора сейчас?

"Да, - подтвердил господин Юхани Ярвенпяя: сложившаяся ситуация на рынке заставила Sokotel пересмотреть планы своего развития в России. Оператор по-прежнему не отказывается от планов построить еще как минимум пять отелей Sokos Hotels в городе, но не планирует принимать активных действий до тех пор, пока ситуация на рынке не прояснится и цена на проекты не станет наиболее привлекательной. До тех пор Sokotel будут продолжать планирование и переговоры, а также частично компенсировать расходы отельного бизнеса за счет более успешного бизнеса продажи потребительских товаров в магазинах Prisma, также принадлежащих корпорации SOK.

- Какова ситуация с магазинами "ПРИЗМА"?


В 2008 году SOK открыл в Санкт-Петербурге два магазина сети Prisma. Юхани Ярвенпяя утверждает, что продажи в этих магазинах очень высоки. В 2009 году планируется открыть еще два магазина Prisma в городе.

Резюме: как Вы понимаете, именно этот вид бизнеса помогает/поддерживает более дорогой и затратный - гостиничный.

В связи со сложившейся ситуацией на рынке, напрашивается простой вопрос: КАК БЫТЬ ДАЛЬШЕ? есть ли выход?

Юхани Ярвенпяя отметил, что даже в сложившейся ситуации можно найти положительные стороны. «За последние три года стоимость проживания, перелетов и услуг в Санкт-Петербурге постоянно росла, - говорит генеральный директор Sokotel. – Если бы это продолжалось, в городе сложилась бы такая же ситуация с туризмом, как и в Москве – сюда просто перестали бы ездить, так как город слишком дорогим. Сейчас самое время собраться вместе и подумать, какие услуги можно предложить туристам и по каким ценам, чтобы увеличить поток приезжающих в Санкт-Петербург».

Господин Ярвенпяя добавил: «В одной Москве 16 млн жителей, в то время как во всей Финляндии их всего 5 млн. Сейчас для отельеров прекрасная возможность сконцентрироваться на местном рынке». Второе направление, которое собирается активно развивать Sokotel – это туризм из Финляндии. В прошедшем году всего 14% гостей российских Sokos Hotels составляли финские туристы. Для сравнения, российских гостей было 39%.

Во время беседы были отмечены основные проблемы гостиничного рынка Санкт-Петербурга. Ими оказались недостаточно развитая туристическая инфраструктура города, высокая стоимость перелетов, проблемы с получением российской визы и паспортным контролем на границе, а также то, что английским языком в Санкт-Петербурге не владеют даже те люди, которым приходится сталкиваться с туристами на работе. «Хорошо, что развивается транспортная инфраструктура города: строится новый аэропорт, открывается скоростное железнодорожное сообщение между Хельсинки и Санкт-Петербургом и Санкт-Петербургом и Москвой. Но также необходимо наладить морское сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки», - отметил Юхани Ярвенпяя.

Юхани Ярвенпяя уверен, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, важно мыслить позитивно и искать возможности предоставления туристам качественных услуг по разумным ценам. Например, разрабатывать новые интересные пакеты и активнее сотрудничать с туристическими агентствами.

Руководство Sokotel уже начало переговоры с коллегами по гостиничному бизнесу в Санкт-Петербурге и Москве, пытаясь найти пути решения проблем. Однако в Sokotel отмечают, что проблема петербургского гостиничного бизнеса заключается не только в высоких ценах на номера. В первую очередь необходимо развивать туристическую инфраструктуру города и визовый режим, а для этого отельерам понадобится поддержка властей на федеральном уровне.

Словом, гостиничному рынку Петербурга необходима поддержка на федеральном уровне - вот то главное, о чем наши гостеприимные финские хозяева неоднократно повторяли во время всей беседы - этого своеобразного пресс-ланча на Васильевском острове. И последнее. Мне очень понравилось, что господин Юхани Ярвенпяя высказывая озабоченность всей ситуации в целом, все же на прощание нам сказал: "Передайте своим читателям - БИЗНЕС в Петербурге,- это не страшно!" И..- улыбнулся!


автор-Наталия Кирилова
фото-Светланы Холявчук